Символ креста был известен индейцам майя еще в 1 тысячелетии н. э.

Символ креста был известен индейцам майя еще в 1 тысячелетии н. э.

Во времена конкистадоров высаживающиеся в Новом Свете с кораблей испанские монахи с удивлением отмечали, что символ креста был известен индейцам майя еще в 1 тысячелетии н. э. Крест как объект поклонения и сейчас можно видеть в древних индейских храмах Паленке. Индейцы охотно включили христианский крест в свою религиозную символику.

С индейским культом креста связана судьба Кинтана-Роо (Мексика) — одного из самых труднодоступных районов полуострова Юкатан, где живут потомки древнего народа индейцев майя.

Белые пришельцы многократно пытались проникнуть в дебри Кинтана-Роо. Эти проникновения участились в первой половине XIX века. Они несли с собой все «прелести цивилизации». Тогда, в 1847 году, в деревне Чан вдруг заговорил крест, вырезанный из ствола огромного дерева. Голос, идущий изнутри креста, повелел:

«Поднимитесь на великую священную войну против белых! Прогоните их от границ, от берегов КинтанаРоо. Соединитесь со своими братьями на всем Юкатане… Крест будет сопровождать вас». Глас креста потряс слышавших его индейцев. В Чане собрались все индейцы Кинтана-Роо, они стояли коленопреклоненными перед крестом. Тогда голос зазвучал вновь…

Повинуясь зову креста, майя напали на белых, и восстание распространилось по всему Юкатану. «Говорящий крест» из Чана все время вмешивался в судьбу майя. Он пророчествовал, предсказывал, советовал, отдавал приказы, а по одному из его повелений в Чане было устроено святилище Креста. Вскоре в Чане появились еще два говорящих креста. Бывшая деревня стала городом Чан-Санта-Крус.

Самое удивительное — кресты действительно говорили! Спрятаться внутри них или за ними человеку было попросту невозможно, а магнитофонов в то время, естественно, не было. Необъяснимость появленияворяших крестов» состояла еще и в том, что этот феномен воообще лежит вне культурной традиции майя. Ни фоль-лор, ни религия этого народа, как, впрочем, и его соседей, не знает ничего подобного.

В результате «Войны крестов» индейская территория стала фактически независимым государством. Правительство в Мехико много раз пыталось вернуть эти земли под свое управление. В 1899 году диктатор Порфирио Диас направил карательную экспедицию, которая захватила священный город майя, но индейцы унесли кресты в глубь сельвы.

Начавшаяся в 1910 году революция, а затем гражданская война в Мексике отвлекли внимание от Юкатана, и в 1915 году индейцы майя вернулись в свою столицу. Здесь снова прозвучал голос крестов: они повелевали убивать каждого белого, ступившего на землю Кинтана-Роо.

Только в 1935 году мексиканское правительство пошло на мир с индейцами. Их вождь официально был произведен в генералы, награжден орденом и назначен правителем свободной индейской территории. Его преемники по сей день беспрепятственно избираются индейцами, а центральное правительство не вмешивается в их жизнь. Майя верят, что мирный договор 1935 года принес им победу над Мексикой и над всем миром белых.

А что же «говорящие кресты»? Они перенесены в новую столицу майя — Чампон, где по сей день находятся в святилище. Культ говорящих крестов является официальной религией свободной индейской территории. Но голоса их давно не слышно…